Обратная связь
Психологическая служба

Психологическая служба (15)

Педагог-психолог: Шершун Елена Владиславовна
Электронная почта: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

График работы: понедельник–пятница 09.00–17.00
Приём родителей: понедельник 16.00–17.00, четверг 17.00–19.00


Оцените материал
(2 голосов)

Если ребенок проявляет агрессию.

1. Во-первых, требуется проявление со стороны родителей безусловной любви к ребенку в любой ситуации. Нельзя допускать высказываний, наподобие следующих: "если ты себя так поведешь…, то мама с папой тебя больше любить не будут!". Нельзя оскорблять ребенка, обзывать его. Проявлять недовольство надо именно действием, поступком, принимая личность ребенка в целом.

Если ребенок просит вас поиграть с ним, уделить ему внимание, а вы в данный момент не можете этого сделать, то не отмахивайтесь от малыша, тем более, не раздражайтесь на него за назойливость. Лучше покажите ему, что вы понимаете его просьбу и объясните, почему в данный момент вы ее выполнить не можете: "Ты хочешь, чтобы я почитала тебе книжку? Малыш, мама тебя очень сильно любит, но я так устала на работе. Пожалуйста, поиграй сегодня один".

И еще один важный момент - не надо откупаться от ребенка дорогими игрушками, подарками и т.п. Для него гораздо важнее и нужнее ваше непосредственное внимание.

2. Родители, если не хотят, чтобы их дети были драчунами и забияками, сами должны контролировать собственные агрессивные импульсы. Надо всегда помнить, что дети учатся приемам социального взаимодействия, прежде всего, путем наблюдения за поведением окружающих людей (в первую очередь, родителей).

3. Как уже упоминалось в начале работы, ни в коем случае нельзя подавлять проявление агрессии ребенком, иначе подавленные агрессивные импульсы могут нанести серьезный вред его здоровью. Научите его выражать свои враждебные чувства социально приемлемым способом: словом или в рисунке, лепке или при помощи игрушек, или действий, безобидных для окружающих, в спорте.

Перевод чувств ребенка из действия в слова позволит ему узнать то, что о них можно говорить, а не обязательно сразу давать в глаз. Также ребенок постепенно освоит язык своих чувств и ему проще будет вам сказать, что он обижен, расстроен, зол и т.д., а не пытаться привлечь ваше внимание своим "ужасным" поведением.

Единственно, чем при этом нельзя злоупотреблять, так это уверенностью в том, что взрослый человек лучше знает, что испытывает маленький. Взрослый может лишь предполагать, основываясь на своем опыте, на самонаблюдении, на наблюдении над окружающими, что означает поведение ребенка. Ребенок должен быть активным рассказчиком о своем внутреннем мире, взрослый лишь задает такую возможность и предоставляет средства.

4. Если ребенок капризничает, злится, кричит, бросается на вас с кулаками - обнимите его, прижмите к себе. Постепенно он успокоится, придет в себя. Со временем ему будет требоваться все меньше времени, чтобы угомониться.

Кроме того, такие объятия выполняют несколько важных функций: для ребенка это означает, что вы способны выдержать его агрессию, а, следовательно, его агрессия может быть сдержана и он не разрушит то, что любит; ребенок постепенно усваивает сдерживающую способность и может сделать ее внутренней и таким образом контролировать свою агрессию сам.

Позже, когда он успокоится, вы можете поговорить с ним о его чувствах. Но ни в коем случае не стоит читать нравоучения при таком разговоре, просто дайте понять, что готовы его выслушать, когда ему плохо.

5. Уважайте личность в вашем ребенке, считайтесь с его мнением, воспринимайте всерьез его чувства. Предоставляйте ребенку достаточную свободу и независимость, за которую ребенок будет сам нести ответственность. В тоже время покажите ему, что в случае необходимости, если он сам попросит, готовы дать совет или оказать помощь. У ребенка должна быть своя территория, своя какая-то сторона жизнь, вход на которую взрослым позволен только с его согласия.

Ошибочным считается мнение некоторых родителей, что "у их детей от них не должно быть никаких секретов". Не допустимо рыться в его вещах, читать письма, подслушивать телефонные разговоры, шпионить! Если ребенок вам доверяет, видит в вас старшего друга и товарища, он сам вам обо всем расскажет, попросит совета, если сочтет необходимым.

6. Покажите ребенку конечную неэффективность агрессивного поведения. Объясните ему, что даже если в начале он и достигнет для себя выгоды, например, отнимет у другого ребенка понравившуюся игрушку, то впоследствии с ним никто из детей не захочет играть, и он останется в гордом одиночестве. Вряд ли его прельстит такая перспектива. Расскажите также о таких негативных последствиях агрессивного поведения как неотвратимость наказания, возвращение зла и др.

Если вы видите, как ваш ребенок, еще не начавший ходить в школу, ударил другого, сначала подойдите к его жертве. Поднимите обиженного ребенка и скажите: "Максим не хотел обидеть тебя". Затем обнимите его, поцелуйте и проводите из комнаты.

Таким образом, вы лишаете внимания своего ребенка, перенося его на товарища по играм. Внезапно ваш ребенок замечает, что веселье кончилось, и он остался в одиночестве. Обычно требуется повторить это 2-3 раза - и драчун поймет, что агрессивность не в его интересах.

7. Необходимо устанавливать социальные правила поведения в доступной для ребенка форме. Например, "мы никого не бьем, и нас никто не бьет". Для детей в возрасте четырех лет и старше требования могут быть более подробными. Можете заявить: "В нашем доме существует правило: если тебе нужна игрушка, а ею играет другой ребенок и не дает ее тебе, подожди".

8. Не забывайте хвалить ребенка за старательность. Когда дети реагируют должным образом, сделайте все, чтобы закрепить эти усилия. Скажите им: "Мне нравится, как ты поступил". Дети лучше реагируют на похвалу, когда видят, что родители действительно довольны ими.

Не стоит говорить: "Хороший мальчик" или: "Хорошая девочка". Дети часто не обращают на это внимания. Лучше сказать: "Ты доставил мне огромное удовольствие, когда поделился со своим младшим братом, вместо того чтобы драться с ним. Теперь я знаю, что могу доверить тебе уход за ним". Такая похвала имеет большое значение для детей. Она позволяет им почувствовать, что они могут произвести хорошее впечатление.

9. Беседовать с ребенком о его поступке надо без свидетелей (класса, родственников, других детей и др.). В беседе стараться использовать меньше эмоциональных слов (стыдно и др.).

10. Надо исключить ситуации, провоцирующие негативное поведение ребенка.

11. В борьбе с агрессией можно прибегнуть к помощи сказкотерапии. Когда маленький ребенок начинает проявлять признаки агрессивности, сочините вместе с ним рассказ, в котором этот ребенок будет главным героем. Используя картинки, вырезанные из журналов, или фотографии самого ребенка, создайте ситуации, в которых ребенок ведет себя достойно и заслуживает похвалу. Поговорите с ним в тот момент, когда ребенок спокоен, не нервничает. Когда у ребенка эмоциональный кризис, успокоить его нелегко.

12. Надо предоставлять возможность ребенку получить эмоциональную разрядку в игре, спорте и т.д. Можно завести специальную "сердитую подушку" для снятия стресса. Если ребенок чувствует раздражение, он может поколотить эту подушку.


Оцените материал
(6 голосов)

Что должен уметь ваш ребенок?

Ребенок шести-семи лет по своим физическим и психическим возможностям уже очень отличается от трехлетнего малыша. Но для вас это превращение произошло незаметно. Только достав альбом с фотографиями или просмотрев старые домашние видеофильмы, вы делаете для себя открытие, какие разительные изменения произошли.

Не забывайте иногда обращать на своего ребенка более пристальное внимание. Сравнивайте его со сверстниками, в кругу которых он вращается, - это поможет оценить возможности вашего ребенка критически, не отстает ли он в развитии.

Что же должен уметь ребенок старшего дошкольного возраста?

В шесть лет ребенок становится очень подвижным. Его уже не устраивают тихие и сосредоточенные игры в песочнице. Ему больше нравятся игры, связанные с бегом, прыжками, бросанием каких-либо предметов и спортивных снарядов (мяч, кольца и т. д.). Он уже может поиграть в футбол или в бадминтон...

Однако это не значит, что он совсем не подходит к песочнице. Подходит и иногда даже проводит в ней немало времени, только изменяются игры с песком; ребенок строит мосты и крепости, прорывает тоннели...

Ребенок становится более выносливым.

Вспомните: кажется, совсем еще недавно, пройдя пятьсот метров, он начинал хныкать и капризничать и даже проситься по привычке на руки. А теперь вы можете ходить с ребенком очень далеко: например, пройтись по магазинам (и даже попросить помочь что-то поднести) или поехать на дачу и от станции до дачного поселка прошагать два-три, а то и больше, километра.

Ребенок этого возраста лучше, чем прежде, владе­ет своим телом; он легко лазает по лестницам, ходит по бревну, перепрыгивает через невысокую скамейку. У него хорошая координация движений: получается более-менее точный бросок мячом, довольно легко он набрасывает кольцо на гвоздик и порой соперничает в таких играх с вами.

Ребенок этого возраста уже уверенно ходит. Движения рук и ног во время ходьбы содружественны (этой содружественностью движений поддерживается равновесие). У ребенка вырабатывается правильная осанка при ходьбе. Он может ходить задом наперед, боком, вприпрыжку и т. д. Но вы должны помогать ему обретать все новые навыки...

Если вы считаете, что ваш ребенок в физическом отношении отстает от своих ровесников, поговорите на эту тему с участковым врачом; врач поможет сделать правильную оценку и, если согласится с вашим мнением, подскажет, как вам дальше быть.

Увеличение запаса слов

Большая подвижка произошла и в пополнении запаса слов. Количество слов, известных вашему ребенку, доходит до пяти тысяч, а у некоторых детей и больше. Как правило, большинство этих слов связаны с конкретными бытовыми понятиями. Но одно дело знать значение определенного количества слов, и совсем другое - количество слов, которое ребенок активно использует. Старайтесь сократить эту разницу. Чем большим количеством слов оперирует ребенок, тем яснее он мыслит и тем точнее выражает свои мысли.

Мальчики и девочки

Если в три-четыре года половые различия у детей в общем строении тела еще практически незаметны, то в шесть-семь лет они уже хорошо видны. Отличия эти и в своеобразном развитии мускулатуры и костной системы, и в распределении подкожной жировой клетчатки, и в характере движений (для мальчиков более характерны резкость, стремительность, для девочек - мягкость и плавность). Мальчики уже больше «кочевники и охотники», а девочки - «хранительницы очага», для которых характерен «стационарный» образ жизни; вы поступите правильно, если будете впредь развивать и подчеркивать эти отличительные качества. И, конечно же, — использовать. Мальчик всегда охотнее принесет или отнесет то, что вы попросите. Девочка с удовольствием поможет на кухне.

Дальнейшее совершенствование навыков

От вас требуется создавать все необходимые условия для дальнейшего совершенствования физических навыков. Ребенок должен много гулять и общаться с другими детьми, причем не только с ровесниками, но и со старшими и младшими.

От старших детей он многому учится, младших уже кое-чему учит сам. Для него это ново. Ваш ребенок, поучая малыша, невольно чувствует определенную ответственность. Общаясь с детьми разных возрастов, ребенок яснее видит свое место в обществе; он начинает сознавать себя в развитии - вот таким он еще недавно был, а вот таким он скоро будет.

Степень психофизического развития

У детей одного возраста может быть разная степень психофизического развития. Поэтому одни дети способны усвоить программу первого класса уже в шесть лет, другим приходится трудновато и в семь.

Определением готовности ребенка к школьному обучению занимаются специалисты. За два-три месяца до начала учебного года вас с ребенком могут при­гласить на комиссию, где и определяются интеллектуальные способности и наклонности (художественный склад ума, математический и др.) будущего первоклассника. Вас спросят о том, как ребенок рос и развивался, чем болел, в чем добивался успехов, а чем вы неудовлетворены... Также на комиссии выявляются некоторые черты характера: например, самостоятельность мышления, контактность...

Вам необходимо прислушаться к рекомендациям членов комиссии.

Уровень подготовленности ребенка к обучению в школе

Но вы можете и сами оценить уровень подготовленности своего ребенка к школе. Ниже поговорим о том, что он должен уметь:

♦ сосчитать до ста; счет в обратном направлении;

♦ удалить лишние геометрические фигурки (положите перед ребенком на столе несколько треугольничков разной величины и один кружочек; ребенок должен догадаться, что здесь лишнее);

♦ перерисовать несколько слов печатными буквами (именно перерисовать, поскольку писать он еще не умеет);

♦ выбрать из массы геометрических фигур и назвать круги, треугольники, квадраты; рассортировать их на большие, средние и маленькие. Кроме того, ребенок должен дать правильный ответ на следующие вопросы:

♦ какие звери из перечисленных живут в лесу: корова, волк, кролик, олень?

♦ как назвать одним словом: стул, шкаф, стол, кровать?

♦ как назвать одним словом: рубашка, платье, брюки?

♦ дедушка провожает внука; кто уезжает?

♦ охотник идет за собакой; кто впереди?

♦ Коля ударил Сашу; кто драчун?

♦ что означает выражение «красна девица»? Ребенок должен правильно выполнить команды:

♦ посмотри налево, посмотри направо;

♦ правой рукой возьмись за левое ухо;

♦ левой ногой наступи на правую.

Развивающие задачки для подготовки детей к школе

Дети очень любят решать такие простенькие задачки, как:

♦ определи лишнее: самолет, вертолет, пароход, ракета;

♦ определи лишнее: яблоко, груша, банан, чашка;

♦ определи лишнее: огурец, стакан, тарелка, ложка...

Таких задачек вы можете придумать великое множество. Ребенок воспринимает их как занимательную игру. Между тем эти задачки очень развивают. У вас выпали свободные полчаса, или вы прогуливаетесь по парку; порешайте с ребенком такие задачки. Вы очень весело проведете время, если соберете вокруг себя нескольких детей и зададите им придуманные вами задачки. Когда дети поймут принцип, пусть попробуют придумать задачки сами.

Вопросы «на интеллект»

Старший дошкольник вполне должен ответить на следующие вопросы, характеризующие его интеллект:

♦ сколько у тебя рук? какая левая, какая правая?

♦ какой палец мы называем мизинцем, а какой указательным?

♦ какой день мы называем вчерашним, а какой завтрашним?

♦ сколько дней составляет неделю?

♦ какие животные, кроме коровы, дают молоко?

♦ какие бывают времена года и чем они отличаются друг от друга?

♦ в какой стране ты живешь?

♦ в каком городе ты живешь?

♦ знаешь ли свой адрес?

♦ какая человеку польза от лошади, собаки, кошки и т. д.?

http://vashechudo.ru/


Оцените материал
(7 голосов)

Конфликтные ситуации в семье. как можно найти выход из конфликта.

 

Конфликтные ситуации в семье. И как можно найти выход из конфликта.

Как воспитывать детей, знает каждый, за исключением тех, у кого они есть. Патрик О'Рурк

Бесконфликтные отношения между людьми довольно редки. 

Конфликт между родителями и детьми не только неизбежен в семьях, но он нормален. 

Конфликт в семье, где он выражается открыто и принимается как естественный феномен, гораздо здоровее для ребенка, чем это думают большинство родителей. В таких семьях ребенок имеет, по крайней мере, возможность пережить опыт конфликта, научиться, как обращаться с ним, быть более подготовленным к дальнейшим встречам с конфликтами в течение жизни.

Конструктивное решение конфликтов в семье может быть более благоприятным для ребенка, так как является подготовкой к встрече с конфликтами вне дома.

 Наиболее критическим фактором во взаимоотношениях родителей и детей является то, как разрешаются конфликты. К несчастью, большинство родителей пытается разрешить их, используя только два основных подхода — применяя власть и сдаваясь воле ребенка, оба эти метода неэффективны и вредны как для ребенка, так и для взаимоотношений самих по себе.

Строгость или снисхождение

Очень распространенный подход родителей к воспитанию детей заключается в терминах выигрыша и проигрыша. Иными словами, позиция родителя такова, что если он строг и добивается своего, он выигрывает, а если мягок и уступает ребенку — проигрывает. 

Изучим ситуацию, когда ребенок диктует свои правила уступчивым родителям.

Власть ребенка .

У детей одна забота – выискивать слабое место у своих наставников, а равно и у всех, кому они должны подчиняться.( Жан де Лабрюйер)

 Дети очень тонко чувствуют, где у родителей слабые места и умело используют их в своих интересах. В конфликтах дети умеют настоять на выгодном им, если знают,  что родительскую волю можно сломить. 

Неэффективность снисходительности

Что означает для детей вырасти в доме, где они обычно побеждают, а родители проигрывают? 

Эти дети отличаются от тех, кто воспитывался в условиях, когда власть всецело в руках взрослых.  Эти дети научаются иному, тому, как устроить вспышку раздражения для того, чтобы управлять родителями. Как заставить родителей испытывать чувство вины; как говорить неприятные вощи, гадости родителям. Такие дети часто неконтролируемые, неуправляемые, импульсивные. Они выучили, что их нужды важнее, чем чьи-либо. У них тоже часто не хватает внутреннего контроля поведения, они становятся эгоцентричными, завистливыми, требовательными.

Эти дети часто не уважают собственность и чувства родителей. «Я» идет у них прежде всего. Они редко сотрудничают или помогают в доме.

У таких детей часто серьезные трудности во взаимоотношениях со сверстниками; имеются трудности и в школе, где доминирует метод подчинения воле старшего — учителя.

  Сочетание авторитарности с вседозволенностью

 В некоторых семьях родители делят между собой роли, например строгий папа и всепрощающая мама. Или с маленьким ребенком обращаются снисходительно, а по мере его взросления переходят к резким ограничениям. Будьте готовы, что дети, воспитываемые в такой ситуации, имеют шанс встретиться с серьезными эмоциональными проблемами. Может статься, что непоследовательность окажется более вредной, чем каждый из крайних подходов в отдельности.

 Практикум.

Но если нельзя избежать конфликтных ситуаций, то овладеть методами контроля над ними и приемами их разрешения вполне под силу любому человеку.

1.«Я- высказывания»

Каждый из нас время от времени попадает в конфликтные ситуации: с кем-то ссорится, получает незаслуженные обвинения. Каждый по-своему выходит из подобных ситуаций: кто-то обижается, кто-то "дает сдачи", кто-то пытается найти конструктивное решение. Можно ли выйти из конфликтной ситуации с помощью толерантного общения, сохранить собственное достоинство и не унизить другого?

 Составление схемы достойного выхода из ситуации. 

Прошу вас вспомнить и рассказать конфликтную ситуацию между вами и вашим ребенком. Давайте ее проанализируем.

Итак, кто обиженный, обидчик? В чем причина возникновения конфликта? Можно ли было иначе решить проблему, чтобы никто не остался обиженным и проигравшим? Каким образом? Ваши ощущения во время конфликта и после него?

Ну а теперь давайте попробуем составить схему достойного выхода из этой ситуации для ребенка и недопущения конфликта для вас

1) Я вижу, слышу…(факты конкретного поведения). Начать разговор с конкретного и точного описания ситуации, которая вас не устраивает.

Для сына : "Вчера  ты накричала на меня при ребятах..." 

Для мамы:" Я прихожу с работы вечером и вижу в комнате беспорядок...." 

 2) Мое отношение к этим фактам. Выразить чувства, возникшие у вас в связи с этой ситуацией и поведением человека по отношению к вам -

Для сына: "...Я почувствовал себя неудобно..."

Для мамы: "...у меня  беспорядок вызывает раздражение и злость....." 

 3) Конкретные предложения по изменению поведения. Сказать человеку, как бы вам хотелось, чтобы он поступил. Предложить ему другой вариант поведения, устраивающий вас:

Для сына:"...поэтому в следующий раз я прошу тебя высказывать свои замечания не в присутствии моих друзей..."

Для мамы:"...поэтому я прошу тебя к моему приходу с работы , наводить порядок в своей комнате...." 

 4) Показать выгоду нового поведения. Сказать, как вы себя поведете в случае, если человек изменит свое поведение:

Для сына

"...тогда я буду прислушиваться к твоим замечаниям".

Для мамы

"...тогда я не буду запрещать тебе приглашать друзей".

                      2. «Наблюдатель» (трехпозиционная техника).

Большинство  из  нас, в  течение  жизни, переживают  все  происходящее  со  своей  собственной  точки  зрения. Что  обеспечивает  доступ  к  информации, но  не  ко  всей – какая  в  принципе  доступна.

         Есть  техника, которая  окажет  вам  помощь – улучшит  интуитивные  предположения  в  том, что  переживает  другой  человек, какой  вы  ему  представляетесь, как  найти  конструктивное  решение  из  создавшейся  конфликтной  ситуации. Суть  метода  в  том, чтобы  каждый  из  вас  прошел  через  три  основные  позиции. Любое  событие  можно  переживать  как  мы  сами «Я»; другой  человек  в  этом  же  событии «ДРУГОЙ»; или  как  мог  бы  его  рассматривать  кто-то  третий, безоценочно  и  объективно «НАБЛЮДАТЕЛЬ».

         В  сущности  мы  имеем  доступ  к  гораздо  большему  количеству  информации  и  становимся  мудрее. Это  важно, для  построения  уважительных  и  успешных  деловых  отношений. Мы  становимся  втрое  мудрее  и  информированнее, чем  если  бы  мы  занимали  одну  из  этих  позиций. Вы  также  можете  обнаружить, что  1  или  2  из  этих  позиций  вам  более  знакомы, чем  другие.

         Многие  любят  обсуждать  трудности  с  друзьями, чтобы  иметь  мнение  со  стороны. Вы  сами  себе  можете  предоставить  такой  взгляд, когда  займете  позицию «Наблюдателя».

         Веками  люди  описывали  ценность  «влезания  в  чужую  шкуру». Некоторые  редко  или  вообще  никогда  не  входят  в  позицию  «Другого», зачастую  это  просто  связано  с  незнанием  того, как –буквально- стать «кем-то» другим. В  результате  можно  осознать, как  ваше  поведение  влияет  на  окружающих. После  того, как  вы  займете  позицию «Другого» - обсуждаемый  процесс  обеспечивает  вам  больше  новой  информации.

         ШАГ I.      Создайте  и  разыграйте  ситуацию  конфликта, между «Я» и «Другим», где  I  позиция  «Я» - играет  роль родителя,

II позиция «Другой» - ребенок

ШАГ II.     Выйдите  из  позиции I «Я», займите  позицию III «Наблюдатель». Соберите  визуально  информацию о «Другом», чтобы  затем  «войти  в  его  позицию».

ШАГ III.   Войдите  во  II  позицию  «Другой»  и  буквально  станьте  им. Что  вы  чувствуете? Отметьте  новую  информацию  с  точки  зрения  «Другого», каким  вам  представляется  педагог  дополнительного  образования. Отметьте, чему  вы  научились  из  этого  опыта.

ШАГ IV.   Займите  позицию «Наблюдателя». Как  реагирует  «Другой»  и  вы  с  точки  зрения  «Наблюдателя»? Какая  появилась  информация, идеи, решения  о  том, как  конструктивно  решить  конфликтную  ситуацию.

ШАГ V.     Займите  свое  место. Переформируйте  ситуацию  с  вновь  обретенными  знаниями, идеями, способами.

        


Оцените материал
(6 голосов)

Положение о школьной службе примирения (медиации)

 1. Общие положения

1.1.  Служба примирения является структурным подразделением образовательного учреждения, которое объединяет учащихся, педагогов и других участников образовательного процесса, заинтересованных в разрешении конфликтов и развитии практики восстановительной медиации в образовательном учреждении.
1.2. Служба примирения является альтернативой другим способам реагирования на споры, конфликты, противоправное поведения или правонарушения несовершеннолетних. Результаты работы службы примирения и достигнутое соглашение конфликтующих сторон должны учитываться в случае вынесения административного решения по конфликту или правонарушению.

1.3.  Служба примирения является приоритетным способом реагирования, то есть сторонам конфликта предлагается в первую очередь обратиться в службу примирения, а при их отказе или невозможности решить конфликт путем переговоров и медиации образовательное учреждение может применить другие способы решения конфликта и/или меры воздействия.

 1.4. Допускается создание службы примирения только из педагогов и/или специалистов образовательного учреждения.

1.5.  Служба примирения осуществляет свою деятельность на основании Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», данного Положения, а также в соответствии с «Национальной стратегией действий в интересах детей 2012-2017 годы», «Планом первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы», «Стандартами восстановительной медиации» от 2009 года.

2. Цели и задачи службы примирения

2.1.  Целями службы примирения являются:

 2.1.1. распространение среди участников образовательного процесса цивилизованных форм разрешения споров и конфликтов (восстановительная медиация, переговоры и другие способы); 

2.1.2. помощь участникам образовательного процесса в разрешении споров и конфликтных ситуаций на основе принципов и технологии восстановительной медиации;
2.1.3. организация в образовательном учреждении некарательного реагирования на конфликты, проступки, противоправное поведение и правонарушения несовершеннолетних на основе принципов и технологии восстановительной медиации.

 2.2.  Задачами службы примирения являются:

2.2.1.  проведение программ восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций (восстановительных медиаций, «кругов сообщества», «школьных восстановительных конференций», «семейных конференций») для участников споров, конфликтов и противоправных ситуаций; 

2.2.2.  обучение учащихся и других участников образовательного процесса цивилизованным методам урегулирования конфликтов и осознания ответственности;2.2.3. организация просветительных мероприятий и информирование участников образовательного процесса о миссии, принципах и технологии восстановительной медиации.

 3. Принципы деятельности службы примирения

3.1.  Деятельность службы примирения основана на следующих принципах:
3.1.1.  Принцип добровольности, предполагающий как добровольное участие учащихся в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе. Допускается направление сторон конфликта и их законных представителей на предварительную встречу с медиатором, после которой стороны могут участвовать или не участвовать в программе восстановительного разрешения конфликта и криминальной ситуации;
3.1.2.  Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство службы примирения не разглашать полученные в процессе медиации сведения за исключением примирительного договора (по согласованию с участниками встречи и подписанный ими). Также исключение составляет ставшая известная медиатору информация о готовящемся преступлении;
3.1.3.  Принцип нейтральности, запрещающий службе примирения принимать сторону какого-либо участника конфликта (в том числе администрации). Нейтральность предполагает, что служба примирения не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение. Если медиатор понимает, что не может сохранять нейтральность из-за личностных взаимоотношений с кем-либо из участников, он должен отказаться от медиации или передать ее другому медиатору.

4. Порядок формирования службы примирения 

4.1. В состав службы примирения могут входить учащиеся 7-10 классов, прошедшие обучение проведению восстановительной медиации. Учащиеся младших классов могут участвовать в работе службы в качестве ко-медиаторов (вторых медиаторов).
4.2. Руководителем (куратором) службы может быть социальный педагог или иной работник образовательного учреждения, прошедший обучение проведению восстановительной медиации, на которого возлагаются обязанности по руководству службой примирения приказом директора образовательного учреждения.
4.3. Родители дают согласие на работу своего ребенка в качестве ведущих примирительных встреч (медиаторов).

4.4. Вопросы членства в службе примирения, требований к учащимся, входящим в состав службы, и иные вопросы, не регламентированные настоящим Положением, могут определяться уставом службы, принимаемым службой примирения самостоятельно.5. Порядок работы службы примирения 

5.1. Служба примирения может получать информацию о случаях конфликтного или криминального характера от педагогов, учащихся, администрации образовательного учреждения, членов службы примирения, родителей.

 5.2. Служба примирения принимает решение о возможности или невозможности примирительной программы в каждом конкретном случае самостоятельно, в том числе на основании предварительных встреч со сторонами конфликта. При необходимости о принятом решении информируются должностные лица образовательного учреждения.
5.3. Программы восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций (восстановительная медиация, «Школьная восстановительная конференция», «Семейная восстановительная конференция») проводится только в случае согласия конфликтующих сторон на участие. Если действия одной или обеих сторон могут быть квалифицированы как правонарушение или преступление, для проведения программы также необходимо согласие родителей или их участие во встрече.

5.4. Медиация может проводиться взрослым медиатором по делам, рассматриваемым в КДНиЗП или суде. Медиация (или другая восстановительная программа) не отменяет рассмотрения дела в КДНиЗП или суде, но ее результаты и достигнутая договоренность может учитываться при вынесении решения по делу.

5.5. В случае, если примирительная программа планируется, когда дело находится на этапе дознания, следствия или в суде, то о ее проведении ставится в известность администрация образовательного учреждения и родители.

5.6. Переговоры с родителями и должностными лицами проводит руководитель (куратор) службы примирения.

 5.7. Медиатор вправе отказаться от проведения медиации или любой другой восстановительной программы на основании своих профессиональных стандартов, либо в случае недостаточной квалификации, или невозможности обеспечить безопасность процесса. В этом случае образовательное учреждение может использовать иные педагогические технологии.

5.8. В сложных ситуациях (как правило, если в ситуации есть материальный ущерб, среди участников есть взрослые или родители, а также в случае криминальной ситуации) куратор службы примирения принимает участие в проводимой программе.
5.9. В случае, если конфликтующие стороны не достигли возраста 10 лет, примирительная программа проводится с согласия классного руководителя.

5.10. Служба примирения самостоятельно определяет сроки и этапы проведения программы в каждом отдельном случае.

5.11. В случае, если в ходе примирительной программы конфликтующие стороны пришли к соглашению, достигнутые результаты могут фиксироваться в письменном примирительном договоре или устном соглашении.

5.12.  При необходимости служба примирения передает копию примирительного договора администрации образовательного учреждения.

 5.13. Служба примирения помогает определить способ выполнения обязательств, взятых на себя сторонами в примирительном договоре, но не несет ответственность за их выполнение. При возникновении проблем в выполнении обязательств, служба примирения может проводить дополнительные встречи сторон и помочь сторонам осознать причины трудностей и пути их преодоления.

5.14. При необходимости служба примирения информирует участников примирительной программы о возможностях других специалистов (социального педагога, специалистов учреждений социальной сферы).

5.15. Деятельность службы примирения фиксируется в журналах и отчетах, которые являются внутренними документами службы.

 5.16. Руководитель (куратор) службы примирения обеспечивает мониторинг проведенных программ, проведение супервизий со школьниками-медиаторами на соответствие их деятельности принципам восстановительной медиации.

 5.17. Медиация и другие восстановительные практики не являются психологической процедурой, и потому не требуют обязательного согласия со стороны родителей. Однако куратор старается по возможности информировать и привлекать родителей в медиацию (а по указанным в пунктах 5.3 и 5.4 категориям дел участие родителей или согласие на проведение медиации в их отсутствие является обязательным).

 5.18. Служба примирения рекомендует участникам конфликта на время проведения процедуры медиации воздержаться от обращений в вышестоящие инстанции, средства массовой информации или судебные органы.

 5.19. По согласованию с администрацией образовательного учреждения и руководителем службы примирения, медиаторы могут проводить медиацию по конфликтам между педагогами и администрацией, конфликтам родителей и их детей, а также по семейным конфликтам и спорам. Если споры возникли из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также из трудовых правоотношений и семейных правоотношений, деятельность медиатора и его квалификация регулируется 193-ФЗ РФ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

5.20. При необходимости, служба примирения получает у сторон разрешение на обработку их персональных данных в соответствии с законом «О персональных данных» 152-ФЗ.6. Организация деятельности службы примирения

 6.1. Должностные лица образовательного учреждения оказывают службе примирения содействие в распространении информации о деятельности службы среди педагогов и учащихся.

6.2.  Служба примирения в рамках своей компетенции взаимодействует с социальным педагогом и другими специалистами образовательного учреждения.
6.3. Администрация образовательного учреждения содействует службе примирения в организации взаимодействия с педагогами образовательного учреждения, а также социальными службами и другими организациями. Администрация поддерживает обращения педагогов и учащихся в службу примирения, а также содействует освоению ими навыков восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций.
6.4. В случае если стороны согласились на примирительную встречу (участие в восстановительной медиации или «Семейной» или «Школьной восстановительной конференции»), то применение административных санкций в отношении данных участников конфликта приостанавливаются. Решение о необходимости возобновления административных действий принимается после получения информации о результатах работы службы примирения и достигнутых договоренностях сторон.
6.5.  В случае если примирительная программа проводилась по факту, по которому возбуждено уголовное дело, администрация образовательного учреждения может ходатайствовать о приобщении к материалам дела примирительного договора, а также иных документов в качестве материалов, характеризующих личность обвиняемого, подтверждающих добровольное возмещение имущественного ущерба и иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного потерпевшему.
6.6. Служба примирения может вносить на рассмотрение администрации предложения по снижению конфликтности в образовательном учреждении.

 

7. Заключительные положения

7.1. Настоящее положение вступает в силу с момента утверждения.
7.2. Изменения в настоящее положение вносятся директором образовательного учреждения по предложению службы примирения, управляющего совета или органов самоуправления.
7.3. Вносимые изменения не должны противоречить «Стандартам восстановительной медиации».

 Приложения к «Положению о службе примирения»

Порядок работы медиатора в  восстановительной модели медиации 

ЭТАП 1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Задачи работы ведущего (медиатора):

  1. получив информацию о случае, определить, подходит ли он по критериям для работы с использованием восстановительных программ;

Критерии, по которым случай может быть принят в работу:

• стороны конфликта (криминальной ситуации) известны;

• в случаях, где есть обидчик и пострадавший, обидчик признает свою вину (или, как минимум, свое участие) в содеянном.

  1. если дело разбирается в официальных органах (полиция, суд или КДНиЗП), выяснить, на какой стадии разбирательства находится дело и каковы юридические последствия успешного проведения программы;
  2. связаться со сторонами по телефону и договориться о проведении индивидуальной встречи. Если участниками конфликта являются несовершеннолетние (обидчик и/или пострадавший) и данный случай рассматривается компетентными органами, медиатор обязательно связывается с законными представителями несовершеннолетнего.

  Ведущему (медиатору) нередко приходится преодолевать стену подозрительности, непонимания, эмоционального напряжения, которая возникла из-за конфликта или криминальной ситуации, а также нередко из-за действий представителей государственных органов и учреждений, и предложить участникам конфликта восстановительный способ разрешения ситуации. В ходе проведения программы восстановительной медиации на протяжении всей работы медиатору необходимо также удерживать  сквозные задачи. Их реализация помогает сторонам переключиться на будущее и построить конструктивный выход из сложившейся ситуации. Эти задачи таковы:

  • достижение и удержание контакта со сторонами;
  • создание условий для конструктивного выражения эмоций;
  • создание безопасной атмосферы во время работы;
  • создание условий для взаимопонимания.

ЭТАП 2. ВСТРЕЧА СО СТОРОНОЙ

1 фаза. Создание основы для диалога со стороной

Задача: представить себя и программу.

Различные роли сторон в ситуации противоправного деяния и, соответственно, принципиальные различия ее последствий для правонарушителя и жертвы  диктуют специфику предварительных встреч ведущего с каждым из них. В то же время должна быть выполнена одна из наиболее важных задач ведущего по отношению к сторонам – безопасная   атмосфера  во время работы. Встречаясь со сторонами, медиатор должен позаботиться об этом  и четко уяснить для себя,  как он будет  представляться, то есть:

  1. кто он и его роль в деле;
  2. роль и функции организации, которую он представляет;
  3. его взаимоотношения со сторонами.

Вариант представления:

Добрый день! Меня зовут (представиться). Я пришел по поводу ситуации (…). Информацию о ней нам передал (называете человека или организацию). Я – ведущий программ восстановительной медиации (медиатор) (…) (называете организацию или службу),  я не представляю ни одну из сторон, то есть я не адвокат и не советчик. Наша организация (служба) помогает участникам конфликта организовать диалог друг с другом и самим найти выход из конфликта без применения насилия. Участие в наших программах добровольное, поэтому в конце разговора вы сами примете решение, будете ли вы в ней участвовать. Наш разговор конфиденциален, то есть я не буду разглашать никакую информацию кроме вашего решения участвовать или не участвовать в наших программах. Исключение составляет ситуация, если мне станет известно о готовящемся преступлении, в этом случае я обязан сообщить в компетентные органы.

2 фаза. Понимание ситуации

Задача: помочь обозначить различные аспекты конфликтной ситуации, важные с точки зрения участников и принципов восстановительной медиации.

Возможные действия медиатора:

1. Обсуждение ситуации

  • помочь человеку (вопросами, переформулированием, уточнением и пр.) рассказать о том, что произошло (до ситуации, сейчас, после, о других участниках, о потерпевшем, о друзьях, о своих состояниях и чувствах, об отношении к произошедшему и его последствиям);
  • внимательно слушать и улавливать, что беспокоит человека;
  • в случае необходимости помочь пережить сильные чувства;
  • обсудить  ценности относительно различных способов реагирования на ситуацию,  рассказать о ценностях восстановительной медиации.
  • Обсуждение последствий

обсудить, к каким последствиям привела ситуация (или еще может привести), что человеку в этом не нравится. Если о последствиях уже упоминалось при обсуждении ситуации, резюмировать для того, чтобы перейти к поиску вариантов выхода.

 

3 фаза. Поиск вариантов выхода

Задача: поддержать принятие стороной ответственности за восстановительный выход из ситуации.

Обсуждаемые вопросы:

  • какие выходы возможны из создавшейся ситуации и к каким последствиям  эти выходы могут привести;
  • пытались ли сами разрешить ситуацию, встретиться со второй стороной;
  • варианты заглаживания вреда;
  • в случае возмещения ущерба родителями и других трат родителей (например, на адвоката) обсудить, в чем будет конкретный вклад несовершеннолетнего в заглаживании вреда, в частности, как он будет возмещать траты родителей;
  • если в ситуации участвовали несовершеннолетние, обсудить планы несовершеннолетних на будущее, поддержку этих планов со стороны родителей и ближайшего социального окружения;
  • рассказать о встрече со второй стороной (если она была) или о возможности такой встречи;
  • обсудить встречу с другой стороной  как возможный вариант действия, направленного на выход из ситуации. Подчеркнуть, что главными на встрече  являются стороны, а  медиатор обеспечивает  конструктивность и безопасность;
  •  предложить сформулировать перечень вопросов, которые сторона  хочет обсуждать на встрече (сформировать повестку дня);
  • проинформировать о юридических последствиях заключения примирительного соглашения;
  • если сторона не согласна на встречу, можно выяснить причины такого несогласия. В случае категорического несогласия на любые формы общения можно предложить не решать вопрос окончательно и оставить памятку и свои координаты;
  • независимо от согласия на встречу обсудить, требуется ли помощь каких-то специалистов;
  • если сторона согласна на встречу сторон, приступить  к 4 фазе.

 

4 фаза. Подготовка к встрече

Задача: прояснить суть предстоящей процедуры и поддержать принятие стороной своей роли на встрече.

Возможные действия медиатора:

  • рассказать о формате примирительной встречи (обсуждаемых вопросах, правилах, роли сторон, медиатора, законных представителей, возможности участия других лиц). Сформировать на основе предыдущих этапов повестку дня встречи. При обсуждении правил встречи спросить, готовы ли участники их соблюдать; предложить внести дополнения;
  • если со второй стороной еще не было индивидуальной встречи, пояснить ее право отказаться от участия в программе;
  • пояснить свою роль медиатора на совместной встрече (ответственность за безопасность, координирование действий,  поддержка диалога). Подчеркнуть ответственность сторон за принятие решения;
  • обсудить перечень участников будущей встречи, предпочтительное время и место встречи;
  • поблагодарить  за беседу, оставить контактный телефон и памятку о программе.

Правила встречи

1.    Не перебивать - у каждого есть возможность быть выслушанным до конца.

2.    Не оскорблять, чтобы все чувствовали себя в безопасности.

3.    Конфиденциальность – не рассказывать окружающим, что происходило на встрече (только результат или подписанный договор).

4.    Каждый участник может при необходимости предложить сделать перерыв, перенести продолжение встречи на другой день.

5.    Медиатор может поговорить с кем-то из участников наедине, а также участник с медиатором.

ЭТАП 3. ВСТРЕЧА СТОРОН

1 фаза.  Создание условий для диалога между сторонами

Возможные действия медиатора:

  1. заранее подготовить место для встречи сторон;
  2. поприветствовать участников, поблагодарить за то, что пришли, если необходимо – познакомить участников друг с другом;
  3. объявить цели встречи, огласить правила, обозначить позицию медиатора;
  4. объявить основные пункты повестки дня.

 

2 фаза. Организация диалога между сторонами

Задача: организовать взаимопонимание в процессе диалога.

Возможные действия медиатора:

1. предложить сторонам рассказать свою версию случившегося и его последствия;

2. предложить сторонам высказать свое отношение к услышанному;

3. поддержать диалог между сторонами по поводу ситуации и ее последствий. В ходе встречи необходимо трансформировать негативные высказывания так, чтобы это помогало конструктивному диалогу, и усиливать позитивные идеи и шаги по отношению друг к другу.

 

3 фаза.  Поддержка восстановительных действий на встрече

и фиксация решений сторон.

Задачи:

  1. поддержать понимание и признание последствий криминальной ситуации;
  2. поддержать извинения и прощение;
  3. инициировать поиск вариантов решений и анализ предложений;
  4. обсудить и зафиксировать взаимоприемлемые варианты разрешения ситуации;
  5. обсудить и принять механизм реализации решений.

4 фаза. Обсуждение будущего

Задача: поддержать проектирование будущего участников.

Вопросы для обсуждения:

  • что будешь делать, если попадешь в похожую ситуацию;
  • что нужно сделать, чтобы подобное не повторилось;
  • какую профессию (специальность) хочешь получить и кто может поддержать тебя в этом;
  • чем будешь заниматься в свободное время, есть ли желание заниматься в каком-либо кружке, секции, клубе и кто может помочь этому осуществиться.

5 фаза. Заключение соглашения

Задача: зафиксировать достигнутые результаты и договоренности.

Возможные действия медиатора:

  • фиксировать решения и четкий план их реализации;
  • обсудить, что делать, если план не будет выполнен;
  • зафиксировать устное соглашение или письменный договор.

 

6 фаза. Рефлексия встречи

  • обсудить,  удовлетворены ли участники встречей, осталось ли что-то недоговоренное?
  • спросить, что важного для себя они узнали в результате встречи.

После встречи, по возможности, организовать чаепитие с  рассказом сторон  друг другу о себе (кто что любит, чем занимается, в чем чувствует свою успешность).

АНАЛИТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА

(Может проходить через 2-3 недели)

Задачи:

1. провести рефлексию результатов медиации;

2. выяснить, выполнено ли достигнутое соглашение;

3. обсудить ценности восстановительного способа разрешения конфликтов и криминальных ситуаций.

Вопросы для обсуждения с подростком и его родителями:

  • как развиваются  ваши отношения и как выполняется договор?
  • что важного для себя вы поняли в результате встречи?
  • рассказали ли про медиацию друзьям, знакомым, как они к этому отнеслись?
  • бывают ли у них ситуации, где нужен медиатор, посоветовали бы обратиться к медиаторам?

Оцените материал
(11 голосов)
Как заинтересовать ребёнка? Каждый ребенок мечтает пойти в школу. К сожалению, это желание со временем начинает угасать, и процесс учения перестает казаться таким интересным. Родители начинают прилагать усилия, чтобы отправить ребенка в школу. Чтобы утром поднять с постели свое чадо, приходится уговаривать и обещать купить, например, игрушку, но действует это недолго. Исчезает желание, мотивация, старание. Как заинтересовать ребенка учебой, в такой ситуации? Каждый родитель должен понимать, что их ребенок – индивидуальная личность, поэтому не стоит воспитывать его по тем же принципам, по которым воспитывались сами. Никто не учит нас воспитывать своих детей, мы должны сами учиться этому, причем постоянно, каждый день и каждую минуту. Начинать лучше с самого рождения или даже до него. Чаще всего дети идут в школу без какой-либо базы знаний. Сейчас правила набора меняются, принимают только ребят, которые имеют определенную подготовку. Нужно уметь читать и считать. Некоторые родители отправляют детей в школу очень рано, когда им нет и шести лет. Они считают, что так появится запасной год, чтобы поступить в институт, но не учитывают негативные последствия таких мер. Заинтересовать ребенка 6 лет учебой сложно в силу физиологических и возрастных особенностей. Ребенок еще недостаточно созрел, его больше интересует игра, а не обучение. Ему еще сложно усидеть на месте, выполнять домашние задания, внимательно слушать учителя. Естественная тяга к играм не позволит сосредоточиться на учебе; уроки будут восприниматься как препятствие игре, что сформирует негативное отношение к школе и обучению. Не стоит торопиться, даже если ребенок очень способный. Но вот уже пришла школьная пора, ребенок не желает идти в школу, а вы все еще не знаете, как его заинтересовать. Не стоит прибегать к наказаниям, у вас не получиться заставить ребенка полюбить учебу. Есть риск того, что вскоре придет отвращение ко всем наукам, вы должны помочь предотвратить это. Возможно когда-то вы тоже заставляли себя учиться, не забывайте об этом и о том, что тогда вас могло заинтересовать. Чем заинтересовать ребенка? • Высший пилотаж – это суметь открыть у ребенка интерес и любовь к самим знаниям, к чему-то новому, к открытию мира. Чтобы заинтересовать ребенка чтением, покажите на своем примере, как вы любите читать и получать знания. Ходите вместе в галереи, музеи, на концерты и выставки, после не забывайте их обсуждать. Поддерживайте любопытство ребенка, его стремление ко всему новому, к познанию. • Присутствуйте при выполнении домашних заданий, даже если вы занимаетесь чем-то другим. Главное не выполняйте домашние задания сами, если ваш ребенок уже перешел во второй класс, он должен учиться самостоятельности. • Хвалите ребенка. Замечайте каждую, даже незначительную победу, это придаст ему стимул продолжать учение. • Не забывайте о мотивации. Всем школьникам кажется, что их образование нужно родителям, а не им самим. Поинтересуйтесь, какие предметы ему нравятся, кем он хочет стать в дальнейшем. Так вы сможете объяснить ребенку, что набираясь знаний, он идет к своей мечте. • Будьте другом своему ребенку. Не балуйте, но и не сильно наказывайте. Главное – искренний разговор и общение. • Если возникают проблемы с одноклассниками, попытайтесь помочь их решить, иначе неожиданно может возникнуть ненависть к школе. На сегодняшний день очень важно знание языков. Чтобы заинтересовать ребенка английским, подключите игру. Используйте телевизор и компьютер в качестве обучения. Смотрите мультики и детские фильмы на английском языке. Живой разговор в них будет способствовать развитию запоминания и навыкам произношения, закреплять выученный словарный запас. Все воспринимается с легкостью, как простая игра. Существует масса специальных программ обучения, в которых заложены необходимые методики. Соблюдайте их периодичность и развивайте детский интерес. Что делать не нужно • Давать материальное вознаграждение за хорошие оценки. Вы же не хотите развить у ребенка к жизни и себе потребительское отношение. • Применять экстремальные методы наказания, запугивать. Дети, скорее начнут вас бояться, а к учебе появится отвращение. • Вызывать негативные эмоции ограничениями, категоричностью и условиями. • Заставлять ребенка гнаться за хорошими оценками, он должен учиться не ради них, а ради знаний. Покажите малышу, что он способен на многое, пусть поверит в свои силы и добьется невозможного!

Оцените материал
(12 голосов)

Рекомендации психологов родителям учащихся, сдающих ЕГЭ и ОГЭ
(материал взят из газеты «Школьный психолог», № 7, 2003 год)

Первый совет для родителей — раз уж Единый Государственный Экзамен (ЕГЭ) для выпускников 11 класса и Основного Государственного Экзамена (ОГЭ) для выпускников 9 класса неизбежны, то постарайтесь не накручивать ребёнка и не нагнетайте ситуацию.


Оцените материал
(9 голосов)

Как вести себя с ребёнком, если он ...

  • Как вести себя с конфликтным ребёнком.
  • Как вести себя с тревожным ребёнком.

Оцените материал
(12 голосов)

Советы родителям, у которых ребёнок непослушный

Советы родителям, касающиеся воспитания, послушания, уважения, требовательности, капризов и наказания детей.


Оцените материал
(12 голосов)

Нужно ли летом заниматься с ребёнком?

Некоторые родители уверены в том, что летом детям не нужно заниматься. Ведь лето — это пора отдыха, время приключений. Летом надо бегать, купаться, загорать, развлекаться, а вовсе не сидеть за скучными книжками и выполнять какие-либо задания. Многие замечают, что ребёнок за учебный год устает настолько, что предлагать ему сделать хоть одно упражнение летом просто бессмысленно. Другие же родители считают, что заниматься необходимо. Иначе всё, чему учили ребёнка в школе и детском саду, ребёнок забудет. Так кто же прав? Попробуем разобраться.


Оцените материал
(13 голосов)

Десять советов родителям будущего первоклассника

Совет 1. Помните, что вы выбираете школу не для себя, а для вашего ребёнка, поэтому попробуйте учесть все факторы, которые помогут ребёнку учиться.

Страница 1 из 2

Формы

Контакты

для детей старше 6 лет